РусскийБеларускiEnglish

 

Государственное учреждение образования   

"Ясли-сад агрогородка Кадино"

 

Главная | Структура | Одно окно | Об учреждении | СППС | Инновация | Для детей | Родителям | Виртуальный методический кабинет | Сервисы | Попечительский совет | Фотогалерея | Профсоюз

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

                                                                                                                                                      Ребенок — зеркало семьи;
                                                                                                                                                      как в капле воды отражается солнце, 
                                                                                                                                                      так в детях отражается нравственная
                                                                                                                                                      чистота матери и отца. 
                                                                                                                                                                     Сухомли́нский В. А. (1918 — 1970) 
 
       Мы с умилением находим у младенца схожие с собой черты – нос, уши и глаза, позже обнаруживаются и способности, полученные в наследство от одного из родителей, а может, даже от двух сразу. Тогда почему же нас удивляет, что ребенок наследует или получает в процессе воспитания и то, что мы сами предпочли бы ему не передавать?
     С самого раннего детства детям свойственно подражать поведению взрослых. Напомним, что в первом полугодии жизни у ребёнка формируется потребность в общении со взрослым, стремление войти с ним в контакт, привлечь к себе его внимание. В ответ на любовь и заботу взрослого у младенца складываются положительное самоощущение, жизнерадостность, доброжелательность, любознательность. Указанные особенности выступают как предпосылки нравственного развития.
      Даже самые незначительные, по нашим оценкам, поступки могут служить примером для ребенка. Накопив еще в детстве модели и образцы поведения, став взрослыми, они, скорее всего, будут реализовывать их и в своей жизни. Контакт со взрослыми формирует индивидуальную роль каждого ребенка и представления обо всем многообразии окружающей действительности, а также отношение к ней. Конечно, все люди разные, и дети не будут нашей точной копией, но, тем не менее, зависимость существует.
     Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребёнка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. «Чем моложе ребёнок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам.
     Сильное влияние на внутренний мир оказывает очень многое: игрушка, телевидение, семья. Чтобы воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, с раннего детства необходимо терпеливо «доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных. Стремление малыша к совместной со взрослым жизни и деятельности, его высокая подражательность делают особенно важным для нравственного развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, манеры, привычки и даже отношение к людям, предметам, животным. Так, слова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях.
     В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо»...
     С чего следует начинать обучение ребенка? Желательно с себя. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, принимает от них суждения и манеру поведения.
     Мама говорит постоянно Тане, как важно быть красивой и опрятной. Внушает ей: хорошо выглядеть – значит уважать окружающих людей.   Собираясь, на работу или в гости, мама продумывает все до мелочей – от одежды до цвета губной помады.   А вот дома носит выцветший халат и стоптанные тапочки.
     Усвоит ли Таня мамины наставления?         Поймет ли девочка, что в общении с людьми нет мелочей и от внешнего вида человека, многое зависит?
     «Вечером забирают детей из детского сада: «Какой ты добрый! «Спасибо» - говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка – радостно шепчет другая мама своей малышке – я по тебе соскучилась». «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны» - нервничает третья.
     Короткие мгновения вечерней встречи, но и как много они могут сказать о порядках, заведенных в семьях.
     Умеет ли ребенок обращаться с просьбой и часто ли в его речи звучат требовательные нотки?         Убедите ребенка, что просьбу приятнее выполнять, чем требование. Такие слова как «пожалуйста», «очень прошу, помоги мне», «спасибо» называются волшебными словами. Но важны не только слова, но и тон, с каким они произносятся, и улыбка, располагающая к себе. Значение в общении велико.   Это значит человек любящий людей и счастлив от встречи с ними.
     Гуляют бабушки с внуками. Одна постоянно ворчит: то день слишком жаркий, то дождливо очень, то грязно, то скучно. Другая, живет по принципу «У природы нет плохой погоды» и получает удовольствие от общения с внуком. Вот разные восприятия жизни получат внуки.
      Ребенок нуждается во внимании, нежных прикосновениях, поцелуях. Мы взрослые, знаем, о том какое сильное эмоциональное воздействие оказывают они на ребенка, но часто не придаем этому значения и забываем поцеловать ребенка, погладить его по голове, посидеть с ним, тесно прижавшись, друг к другу.    Нужно не забывать оказывать знаки внимания, которые убеждают во взаимной любви.
    Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Дети 3-4 лет не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как плохой или хороший и  уже могут  дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет eгo оценку малышом. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою, возникает нравственная аргументация, теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.
     Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.
     В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.
     Однако нравственные нормы, даже те, которые ребёнок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребёнком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.
     Усвоив норму, ребёнок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребёнок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.
     В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает; что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребёнок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.
      Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем… Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью.     В воспитании участвует все – наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности, в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок. Если ребенок видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и ребенок, включаясь в систему подобных отношений, приобретает положительные черты характера.
      Больше всего психику детей ранят условия жизни, микроклимат в семье. Ребенку трудно вынести, когда он то «тропический», то «резко континентальный». Всех воспитательных ошибок не перечесть. Обязательно следите за своими поступками, которые могут стать известны детям. Ни в коем случае нельзя дать понять ребенку, что неблаговидному поступку может быть оправдание. Это может привести к тому, что он рано или поздно усвоит, что даже для самых страшных поступков могут найтись веские причины.
     Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:
1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования   и   реализации   его   нравственных   потребностей.
  При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивает ребёнка хуже, чем розги»,   делает   человека безнравственным потребителем.
2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в   смущение,   соблазн   и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.
     Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга,   дисциплины   и деликатности…»
3) Разъяснение. Воздействие словом.
   Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Дети любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений дети постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.
Во-первых, не надо говорить ребёнку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно. Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка. В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младших требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая  непринуждённость утверждает   доверие,   чистосердечность,   искренность,   сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. 
     Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считал наказание.
  Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не   оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит   в   мудром   сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение.
   Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно  создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.
Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого   и   отвечает  на   них   своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.
9) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей
из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочнойеды, табака, алкоголя.
11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми.
 Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных
отношений и в связи этим:
а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют   всевозможными   неумеренными физическими ласками;
б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей. «Супружеское ложе родителей должно быть прикрыто для   детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», - писал И. А. Ильин.
Выводы:
    Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
   Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни   один   из   институтов воспитания не может сравниться с семьёй.
Семья может выступать в качестве   как   положительного,   так   и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких   для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести   столько   вреда   в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.
Нравственные потребности человека теснейшим   образом   связаны   с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

 

 

      
      

 

Тел.: 8(0222)40-55-37, e-mail: sad-kadino@mogilev.edu.by, регистрационное свидетельство 790670700