Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Архіў навін

02.07.23

АКЦИЯ "Дорогами мужества и стойкости: равнение на героев"

АКЦИЯ "Дорогами мужества и стойкости: равнение на героев"

Петр Семёнович УСИКОВ, 1921 года рождения, двоюродный брат моего дедушки.

..23 декабря 1943 года родное небо зазвучало ревущим гулом бомб и земля окропилась кровью. Над Днепропетровском за штурвалом самолета был младший лейтенант 672-го штурмового авиаполка Пётр Семёнович Усиков .. 

Огненное небо превратило ночь в день. Всё вокруг перемешалось. Он встретил смерть лицом к лицу, бесстрашно пошёл на таран самолета противника, сделав свой выбор между жизнью и смертью.. Конечно, в свои 22 быть сильным духом и не бояться смерти тяжело..

Но я хочу, чтобы он знал, что наши родственники свято чтут память о событии, изменившем судьбу человечества...

Яков Кириллович УСИКОВ, 1919 года рождения, старший брат моего деда. Известный критик, литературовед, исследователь, преподаватель, доцент кафедры белорусской литературы Могилевского государственного педагогического института имени А.А.Кулешова (ныне университета) кандидат филологических наук, член Союза писателей БССР. 

Во время войны участвовал в партизанском движении, был артиллеристом в частях 2-го Белорусского фронта. Не любил показушности, считал, что каждый должен чувствовать свои возможности. Скептично относился к некоторым воспоминаниям о героических подвигах на фронте. И о себе был такого же мнения.

С 1942 года - партизан, занимался в основном сбором оружия. Некоторое время служил в санчасти, писарем в штабе полка, подносчиком снарядов на батарее дальнобойных орудий. Воевал честно.

В своем очерке о жизни и творчестве «Сцежкамі мінулых гадоў» писал: "Пра партызанства не хоччацца ўспамінаць: вельмі ж многа выпрабавання давялося пазнаць у тыя дні, асабліва пад час блакад, акружэння, начных пераходаў з аднаго месца на другое, праз балота, рэчкі, нярэдка па шыю ў ледзяной вадзе, суткамі не еўшы, у дрэнным абутку, а то і без яго. Бывала нярэдка, калі веўся мінамётна-кулямётны абстрэл пры спробах прарвацца да свах рэгулярных войск (партызаны неслі пры гэтым вялікія страты), думалася, каб хутчэй загінуць ад варожай кулі, чым так жыць. Вось чаму шчасцем для мяне зʼявілася ўступленне ў шэрагі дзеючай Чырвонай Армії, удзел у вайне з нямецка-фашысцкімі захопнікамі на Другім Беларускім фронце.

На фронце мне шанцавала. Так, пры спробах фарсіраваць балотную рэчку на тэрыторыі Польшчы асколак варожай міны трапіў мне рукаў шынеля, зусім не зачапійшы руку; гарачанькі асколак я хуценька дастаў з рукава і выкінуў у балотную твань. У той жа час побач са мною параніла камандзіра аддзялення і мне загадалі суправаджаць яго ў медсанбат. Іншым разам, калі я знаходзіўся ў складзе гарматнай батарэі, мне даручылі аднесці тэрмас з гарачым супам на НП (назіральны пункт), які быў размешчаны на пярэдняй лінії. Адкрытае поле, па якому давялося мне ісці кіламетры тры, досыць інтенсіўна прастрэльвалася мінамётным агнём. І вось, ідучы, я раптам адчуў на маёй спіне цяплынь, зняў тэрмас, які трымаўся на плячах з дапамогай шлеек, гляну аж з яго ў дзірку, прабітую ў бакавой частцы, выцякала цёплая вадкасць. Аказваецца, у тэрмас трапіў асколак міны і асеў там, унутры. Недзе каля паловы тэрмаса я ўсё ж данёс яе да НП, і, наліўшы ў кацялкі суп, воіны выявілі невялікі асколак міны. Выходзіць, тэрмас адыграў выратавальную ролю. Узнагароджаны ордэнам Чырвонай Зоркі і медалямі».

И так скромно он говорит о своих наградах, вот только твердо и уверенно звучит приказ частям 199 стрелковой Смоленской Краснознаменной ордена Суворова дивизии 49 армии 2-го Белорусского фронта No 042/и от 18 мая 1945 года «От имении Президиума Верховного Совета Союза СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество наградить Орденом Красной Звезды красноармейца Усикова Якова Кирилловича».

Орден Отечественной войны второй степени, Орден Красной Звезды, медали...

И будучи тяжело больным в пожилом возрасте, он продолжал трудиться до последнего своего дня, и его любимая работа была как способ жИть, а не существовать, не оказаться за бортом жизни, а быть полезным и нужным людям.

И хоть физически его нет, но духовно он бессмертен. Он бессмертен в своих произведениях. Он бессмертен в памяти народной... И я искренне верю, что время нас не изменит, и оно никогда не сможет стереть ни единой строчки из ВЕЛИКОЙ КНИГИ - ПАМЯТИ.

Лариса ПЕТРУСЁВА (УСИКОВА)

Раздзелы сайта