Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Диагностическое сопровождение

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ САД АГРОГОРОДКА КАДИНО»

     В Республике Беларусь развитие системы дошкольного образования осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований в стране и направлено на ее дальнейшее совершенствование и обеспечение доступного и качественного дошкольного образования. Наиболее эффективными способами повышения уровня развития и качества образовательного процесса является реализация инновационных проектов, направленных на улучшение и обновление стратегий обучения подрастающего поколения и организации работы с педагогическим коллективом.

В государственном учреждении образования «Ясли-сад агрогородка Кадино» с сентября 2019 реализуется республиканский инновационный проект «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий».

Инновационная деятельность строится на диагностической основе и требует грамотного психолого-педагогического сопровождения.

 Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий. В нашем случае предполагается создание оптимальных условий для формирования социально-гражданских компетенций обучающихся с присущими возрасту ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения через включение в социально значимую деятельность в процессе подготовки и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий.

Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инновационной деятельности в государственном учреждении образования «Ясли-сад агрогородка Кадино» осуществляется по нескольким направлениям:

· профилактическая работа (выявление психологических особенностей воспитанников и предупреждение их психологической перегрузки, связанной с реализацией инновационного проекта; формирование благоприятной инновационной психологической среды в учреждении дошкольного образования);

· диагностическая работа (диагностика субъектов инновационной деятельности);

· консультационная деятельность (подразумевает под собой помощь в решении проблем в процессе реализации инновационного проекта);

· развивающее направление (предусматривает формирование потребности в реализации инновационного проекта, мотивацию, становление и развитие инновационного потенциала педагогического коллектива);

· коррекционная работа (организация работы с воспитанниками и педагогическими работниками, имеющими проблемы, связанные с реализацией инновационного проекта);

· просветительско-образовательное направление (формирование потребности в психологических знаниях, создание условий для полноценного развития и самоопределения обучающихся, профессионального развития педагогов).

   Своевременная разработка и грамотный подбор диагностического инструментария способствует эффективному включению педагогов в инновационный процесс, качественному сопровождению субъектов инновационной деятельности, обеспечивает своевременное проведение коррекционных мероприятий.

   На этапе первичного обследования для педагогов-инноваторов важно предусмотреть изучение таких личностных особенностей как мотивационная готовность и индивидуальная восприимчивость к инновационной деятельности, уровень профессиональной компетентности педагогов, способность к развитию, отношение к инновационной деятельности, а также выявить барьеры, препятствующие освоению внедряемых новшеств.

  Каждому педагогу предлагается ответить на ряд вопросов, внесенных в специально разработанный на основе методических рекомендаций бланк, в котором дана подробная инструкция для прохождения диагностического обследования для последующего изучения инновационной компетентности и исследовательской культуры педагогов. Основными показателями эффективности могут быть мотивация педагогов на инновационную деятельность, высокий теоретический и методический уровень педагогов в организации туристско-краеведческой деятельности в разработке медиапутешествий, расширение социально-педагогического партнерства в рамках реализации проекта и др. Пункты заполняются в соответствии с инструкцией. На основании полученных результатов проводится статистическая обработка с последующей интерпретацией данных и составление аналитической справки. Наиболее эффективным методом проведения диагностического обследования является анкетирование, так как он позволяет представлять качественные характеристики изучаемого признака в количественной шкале.

   С целью выявления эффективности инновационной деятельности диагностика обучающихся с учетом образовательных требований учебной программы дошкольного образования и возраста обучающихся проводится по трем критериям: качество образования, личностное развитие, здоровье воспитанников. Для проведения диагностической работы с воспитанниками организуется наблюдение и индивидуальное обследование посредством проведения бесед и устного опроса. Каждый критерий имеет конкретные показатели, которые помогают изучить наличие прогресса индивидуальных особенностей воспитанников в рамках реализации инновационного проекта.

Критерии изучаемого направления имеет шкальную оценку с максимальным цифровым значением 4 балла. Данные, полученные в ходе проведения диагностического обследования всех воспитанников, вносятся в таблицу для удобства обработки методами статистического анализа. Оценка изменения значений, полученных в результате диагностики воспитанников различных возрастных групп, между блоками «качество образования», «личностное развитие», «здоровье воспитанников», выполненных в октябре 2019 года и марте 2020 года, определялась посредством использования критерия статистической обработки данных Т-критерий Уилкоксона, направленного на выявление достоверных различий в уровне исследуемого признака. Применение этого критерия позволяет сравнить значения данных, полученных при проведении диагностического обследования в группе испытуемых на разных этапах, и оценить эффективность применения инновационного воздействия на воспитанников всех возрастных групп. Для удобства и точного подсчета баллов в процессе применения вышеобозначенного критерия использовалась компьютерная программа Stаtistikа 6.0.

Кроме этого необходимо помнить, что устойчивая положительная динамика уровня личностного развития обучающихся, его полноценного всестороннего развития невозможна без повышения уровня правовой культуры их законных представителей, четко спланированной системы взаимодействия с учреждением дошкольного образования.

Диагностика законных представителей обучающихся путем анонимного анкетирования, опроса в рамках темы исследования дает широкие возможности своевременно проводить коррекционную работу и консультирование всех субъектов инновационной деятельности.

Таким образом, в рамках реализации инновационного проекта, реализуемого в учреждении дошкольного образования, проведение диагностического обследования является одним из важнейших этапов, которое позволяет оценить степень личностной готовности, индивидуальные характеристики каждого субъекта инновационной деятельности, а также отследить динамику успешности реализации инновационного проекта.

Список использованных источников:

*Чекунова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности с ОВЗ/ Е.А. Чекунова // Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - №6. - С. 239-247.

Разделы сайта